Статья аналитика - консультанта компании "София Сольюшнс Украина" Максима Ковалева Business Intelligence - Новый Уровень Видения
2008-09-18 03:57:13
Business Intelligence - Новый Уровень Видения
Зачем это нужно?
Информация играет ключевую роль в управлении компанией. Сегодня трудно найти даже мелкую фирму, которая в своей работе не использует как минимум автоматизированную систему бухгалтерского учета. А чем крупнее организация, тем острее стоит перед ней вопрос глобального видения своей деятельности. Здесь на помощь приходят системы планирования ресурсов предприятия (ERP - Enterprise Resource Planning) и взаимодействия с клиентами (CRM - Customer Relationship Management).
Казалось бы, совместного использования этих систем достаточно для единой оценки работы компании. Однако на практике этого не происходит: доступные менеджерам и аналитикам данные разрознены и в целом не подготовлены для анализа. Кроме того, эти данные не унифицированы, и специалистам сложно свести их в единое целое и выделить основные факторы, могущие повлиять на будущее их бизнеса. Получается, что накопление информации не приносит ожидаемого результата, вследствие чего вопросы стратегического развития компании остаются открытыми. Решить эти проблемы и призваны системы Business Intelligence (BI).
Как это работает
Для полного анализа деятельности фирмы необходимо сконцентрироваться на наиболее значимых фактах, представленных предельно емко и интуитивно понятных управленческому звену. Система BI призвана объединить и согласовать данные из всех имеющихся источников, чтобы руководители компаний, менеджеры и аналитики могли решать стратегические вопросы оптимизации бизнеса. Именно это обеспечивает переход на качественно новый уровень управления с полноценной отдачей от использования информационных технологий.
Наибольший эффект от внедрения подобных систем можно получить там, где количество данных и оцениваемых параметров столь велико, что не позволяет делать умозрительные выводы, а алгоритмы преобразования данных порождают новую, изначально не очевидную информацию.
При работе систем BI данные из разных источников извлекаются, приводятся к единому виду, согласовываются между собой и интегрируются в корпоративном хранилище, после чего переводятся в понятную конечному пользователю форму. В процессе внедрения обязательно учитывается специфика компании, чтобы в итоге можно было получить объективную картину ее деятельности.
За перевод информации в бизнес-термины отвечает модель метаданных* системы. Слой метаданных устанавливает связь между логическими понятиями, использующимися в экономике («прибыль», «рентабельность», «маржа», «объем продаж» и т.п.) и конкретными данными в физических таблицах хранилища. Таким образом, аналитик работает с понятными ему терминами, не углубляясь в технические подробности.
Реализация клиентского доступа является одной из значимых частей решений типа Business Intelligence. В последнее время фактическим стандартом являются решения на базе трехуровневой архитектуры (сервер данных - сервер приложений - клиентский уровень). Это дает возможность конечному пользователю работать с системой из любой точки мира при помощи обычного веб-обозревателя (Internet Explorer, FireFox и т.д.). Кроме того, администраторы получают возможность удобной и дешевой эксплуатации всего решения по сравнению с системами клиент/сервер.
Инструментарий
Единая модель описания работы компании позволяет максимально унифицировать рабочие процессы. Одним из самых очевидных способов реализации этой возможности является автоматизация отчетной деятельности предприятия на основе соответствующих запросов к хранилищу корпоративных данных. При помощи системы BI можно раз и навсегда решить проблему составления и распространения отчетов: документы будут созданы автоматически по заданному расписанию и станут доступны всем уполномоченным сотрудникам. Вся информация может быть переведена в необходимый пользователю формат - MS Word, MS Excel, Power Point, PDF.
Уникальный запрос также создать более чем просто: пользователю необходимо перетащить мышкой нужные метаданные в макет создаваемого документа, определить временной интервал, уровни группировки и вид представления (сводная таблица, график, трехмерная диаграмма и т.п.). Далее система сама сгенерирует необходимый код обращения к физическим таблицам хранилища, при необходимости предложив уточнить логику запроса.
Мощнейшим инструментом управления бизнесом служит система контроля ключевых показателей эффективности (KPI - Key Performance Indicator), которая периодически проверяет определенный набор данных. Если значение показателя подходит к критической отметке, система автоматически генерирует и рассылает указанным пользователям предупреждения для заблаговременного принятия необходимых мер.
При решении аналитических задач, связанных со сложными расчетами, прогнозами, моделированием сценариев «что-если» и т.д., применяется особая технология анализа OLAP (On-Line Analytical Processing). Ее основой является логическая многомерная модель, с помощью которой можно рассматривать пространство показателей деятельности компании под разными углами - например, по эффективности продаж, отдаче от рекламы, взаимодействию с поставщиками и пр.
Новейшим методом углубленного исследования данных, который широко используется в последнее время, является технология Data Mining («извлечение знаний»). Ее основная задача - нахождение скрытых закономерностей, зависимостей и взаимосвязей во всем массиве данных. Результаты представляют собой модели различного типа, позволяющие классифицировать и группировать ситуации и объекты, прогнозировать их поведение и т.п. Существенно, что такие модели строятся автоматически с помощью алгоритмов, основанных на специализированных математических и статистических методах.
Резюме
Создание единого корпоративного хранилища данных в соединении с современными методами бизнес-анализа позволяет компании четко осознать существующую ситуацию, оперативно реагировать на изменения, проанализировать имеющиеся тенденции развития и составить обоснованные планы на будущее. Конечный пользователь при этом получает в свое распоряжение мощный аналитический инструментарий, учитывающий специфику конкретной организации. Таким образом, предприятие переходит на качественно новый уровень видения своей деятельности, получая возможность сконцентрироваться на стратегических задачах развития.
Ковалев Максим, аналитик-консультант, Sophia Solutions UA Ltd.
_____________________________________________________________________________
* метаданные (греч. Meta и лат. Data) - буквально «данные о данных», информация о другом наборе данных