Столь ценный пищевой продукт как мед, естественно, полезен младенцам и детям. Мед, по всей вероятности, содержит особые вещества, стимулирующие рост, в том числе и рост грудных детей. Кроме этого имеются многочисленные данные о положительных результатах использования меда при вскармливании грудных детей из больниц и университетских клиник Германии, Австрии, Франции и Югославии.
Они подтверждают, что мед:
* как натуральный, всегда свежий и гигиенически безупречный продукт прекрасно переносится младенцами;
* повышает аппетит и способствует стабильному прибавлению веса, более быстрому в сравнении со среднестатистическим;
* явно защищает от различных инфекционных заболеваний и нарушений пищеварения;
* смягчает типичную желтушность новорожденного и помогает быстро восстановить потерю веса первых 3-5 дней жизни;
* способствует кроветворению, повышает уровень содержания кальция и (в меньшей мере) магния, что исключает необходимость введения содержащих витамин D препаратов;
* облегчает прорезывание зубов и способствует образованию здоровых зубов.
Эти разнообразные свойства меда можно объяснить его энергетической ценностью и содержанием многочисленных витаминов, минералов и других компонентов. Добавление меда к рациону питания младенца рекомендуется с первого дня жизни, что позволит обеспечить хорошее и правильное его развитие.
Кроме того мед подходит для выкармливания недоношенных детей, как диетический продукт при нарушениях функций желудочно-кишечного тракта и недостаточном питании младенца, а также при недостатке или отсутствии материнского молока. На основании моего практического опыта следует отметить, что мед (подобно материнскому молоку, содержащему защитные вещества из материнского организма) хорошо защищает от инфекционных заболеваний и до определенной степени от экологических токсинов, которые сегодня присутствуют и в материнском молоке. И для дальнейшего развития ребенка по окончании грудного возраста регулярный прием меда полезен.
Исследования Цайса с 1929 по 1944 г. показали среди прочего, что дети от этого становятся активней, крепче и жизнерадостней. Берлинский институт лечебной педагогики сообщал в 1932 г., что дети, принимавшие мед, проявляли большую трудоспособность, чем те, которые получали мармелад. Известны также исследования Эмриха, Фрауснгрубера и Грунсра из швейцарских детских санаториев (1921/1923), которые проводили курс лечения медом детей, нуждающихся в отдыхе, на протяжении 4-8 недель. Количество меда за период лечения увеличивалось с одной чайной ложки до одной столовой ложки два раза в день в теплом молоке. В результате значительно прибавлялся вес и повышалось содержание гемоглобина, улучшался аппетит, нервозность и заболевания дыхательных путей излечивались быстрей, сопротивляемость болезням усиливалась и стабилизировалось общее состояние. С помощью обычного питания, молока или медикаментов не удавалось достигнуть столь же хороших результатов, которые после окончания курса лечения сохранялись долгое время, как с помощью меда.
В своей практике я часто прописываю мед еще и при школьном стрессе со сниженной обучаемостью и боязнью школы. Оба эти состояния очень распространены в настоящее время и объясняются повышенными требованиями, предъявляемыми к школьникам, и их неправильным питанием. В зависимости от состояния принимают 2—4 чайные ложки меда ежедневно на протяжении 2-3 месяцев (при необходимости дольше). Результаты часто бывают убедительными. Прежде чем поспешно прописывать детям со школьными проблемами (как сегодня очень часто происходит) химические успокоительные и стимулирующие средства, следовало бы предпринять попытку лечения медом. Это целесообразно еще и с воспитательной точки зрения: дети узнают таким образом, что при ухудшении общего состояния не следует сразу прибегать к помощи лекарств, не попробовав натуральные средства. Это поможет удержать их уже во взрослой жизни от безоглядного приема медикаментов и вероятного развития зависимости от последних.